В этом браузере сайт может отображаться некорректно. Пожалуйста, воспользуйтесь Google Chrome,
Яндекс. Браузер или Safari.
В этом браузере сайт может отображаться некорректно. Пожалуйста, воспользуйтесь Google Chrome,
Яндекс. Браузер или Safari.
Переверните телефон
посетить музей
— Я — нарышкинский Ц
(то есть нота до)!
— А я — нарышкинский Фис (фа-диез значит)!
Как-то веке в восемнадцатом задержали полицейские двух гуляк из числа крепостных. Привели их в отделение, спрашивают имена, а те отвечают:
— Я — нарышкинский Ц (то есть нота до)!
— А я — нарышкинский Фис (фа-диез, значит)!
Рекомендуем открыть сайт в другом браузере: Google Chrome, Yandex, Safari
Что это были
за люди?
Что это были
за люди?
несчастные
считали себя
нотами?
И почему эти
несчастные
считали себя
нотами?
И почему эти
Рог
оркестр
Знакомьтесь, это
роговой оркестр — русский музыкальный феномен.
А еще — целое собрание историй и даже человеческих судеб!
овой
С незапамятных времен люди пытаются разгадать тайну русской души. Какие черты определяют ее и дают в руки ключ, открывающий к ней двери? Что в ней уникального? И как она звучит?
Возможно,
именно музыка
поможет нам
найти ответы.
С незапамятных времен люди пытаются разгадать тайну русской души. Какие черты определяют ее и дают в руки ключ, открывающий к ней двери? Что в ней уникального? И как она звучит?
Возможно,
именно музыка
поможет нам
найти ответы.
Роговой
Оркестр
Знакомьтесь, это
роговой оркестр — русский музыкальный феномен.
А еще — целое собрание историй и даже человеческих судеб!
Одни из немногих
уцелевших комплектов
рогов хранятся
в Музее музыки НА
набережной Фонтанки.
Одни из немногих
уцелевших комплектов
рогов хранятся
в Музее музыки на
набережной Фонтанки.
Сейчас это величественный безмолвный экспонат, но если вслушаться в ноты его истории, то станет ясно: вот где душа, мощь и истинно русский размах!
Расцвет и упадок, симфонии Гайдна и оперы Глинки, самоотверженность крепостных и слава императоров, забвение и возрождение — вот что ожидает масштабный оркестр на протяжении веков.
все с охоты
А началось
«Вильгельм Телль» —
Дж. Россини. Исп. Российский роговой оркестр
В XVIII охота была в списке любимых развлечений при царском дворе. Один из главных лайфхаков в этом деле — брать с собой рога разной тональности и звучания. Звук сигнального рога, слышимый в радиусе нескольких километров, служил позывным для охотников и гончих.
Составить из множества охотничьих рогов настоящий бенд придумал капельмейстер нарышкинского оркестра и валторнист, чех Ян Мареш, в 1751 году.
Чтобы не учить охотников, крепостных и военнослужащих сложной музыкальной грамоте, он выдал новоявленным музыкантам рога разных размеров, диапазон которых суммарно составлял две октавы, и сопроводил четкой инструкцией — кому когда вступать.
Сейчас это величественный безмолвный экспонат, но если вслушаться в ноты его истории, то станет ясно: вот где душа, мощь и истинно русский размах!
Расцвет и упадок, симфонии Гайдна и оперы Глинки, самоотверженность крепостных и слава императоров, забвение и возрождение — вот что ожидает масштабный оркестр на протяжении веков.
«Вильгельм Телль» —
Дж. Россини. Исп. Российский роговой оркест
все с охоты
А началось
В XVIII охота была в списке любимых развлечений при царском дворе. Один из главных лайфхаков в этом деле — брать с собой рога разной тональности и звучания. Звук сигнального рога, слышимый в радиусе нескольких километров, служил позывным для охотников и гончих.
Составить из множества охотничьих рогов настоящий бенд придумал капельмейстер нарышкинского оркестра и валторнист, чех Ян Мареш, в 1751 году.
Чтобы не учить охотников, крепостных и военнослужащих сложной музыкальной грамоте, он выдал новоявленным музыкантам рога разных размеров, диапазон которых суммарно составлял две октавы, и сопроводил четкой инструкцией — кому когда вступать.
И грянул оркестр, кто во что горазд — по ноте из каждого рога. Премьерное выступление впечатлило всех, от обер-егермейстера Семена Нарышкина до самой императрицы Елизаветы Петровны! Отсюда и пошла мода на роговые оркестры по всей России. Граф Шереметев, князья Юсуповы и Шуваловы — все знатные лица считали почетным иметь такие оркестры.
Вот так
появились
рог-звезды
Российской
империи!
Звучание рогового
оркестра стало
саундтреком эпохи.
А по весне традиционно именно лодка с музыкантами рогового оркестра шла по Неве первой, открывая навигацию.
Он играл на дипломатических приемах и встречах высочайшего уровня, радовал своими звуками горожан в садах и парках.
Вот так
появились
рог-звезды
Российской
империи!
Звучание рогового
оркестра стало саундтреком эпохи.
А по весне традиционно именно лодка с музыкантами рогового оркестра шла по Неве первой, открывая навигацию.
Он играл на дипломатических приемах и встречах высочайшего уровня, радовал своими звуками горожан в садах и парках.
И грянул оркестр, кто во что горазд — по ноте из каждого рога. Премьерное выступление впечатлило всех, от обер-егермейстера Семена Нарышкина до самой императрицы Елизаветы Петровны! Отсюда и пошла мода на роговые оркестры по всей России. Граф Шереметев, князья Юсуповы и Шуваловы — все знатные лица считали почетным иметь такие оркестры.
Петербург всегда знал толк в красивых развлечениях — так, еще с петровских времен в летние сезоны была популярна «музыка на воде».
Реки и каналы заполняли многочисленные лодки, из которых доносились нежные звуки серенад и сюит.
Хедлайнерами таких импровизированных концертов были лодочки с роговыми оркестрами.
Петербург всегда знал толк в красивых развлечениях — так, еще с петровских времен в летние сезоны была популярна «музыка на воде».
Реки и каналы заполняли многочисленные лодки, из которых доносились нежные звуки серенад и сюит.
Хедлайнерами таких импровизированных концертов были лодочки с роговыми оркестрами.
Они очаровывали не только горожан, но и гостей города. Вот как описывает эту атмосферу французская актриса Луиза Фюзиль, посетившая Петербург в 1806 году:
особенность России, —
это спокойствие,
пейзаж, видимый в сумеречном свете,
словно сквозь
никто бы не вообразил столь
легкий газ, и эту роговую музыку, —
гармония которой, слышимая
издали на воде, кажется
доносящейся с небес…
Волшебство этой музыки таково, что
оркестровой композиции».
на известном расстоянии
фантастической
«Как изобразить этот чистый воздух,
Они очаровывали не только горожан, но и гостей города. Вот как описывает эту атмосферу французская актриса Луиза Фюзиль, посетившая Петербург в 1806 году:
«Как изобразить этот чистый воздух, это спокойствие, пейзаж, видимый
в сумеречном свете, словно сквозь легкий газ, и эту роговую музыку,— особенность России,— гармония которой, слышимая издали на воде, кажется доносящейся с небес… Волшебство этой музыки таково, что на известном расстоянии никто бы не вообразил столь фантастической оркестровой композиции».
восхитительные концерты!
удовольствие тысячам людей.
Роговой оркестр доставлял
И даже беднейший из
любителей музыки летом мог
ежедневно бесплатно слушать
только одна нота.
Особенность рогового
оркестра в том, что
из одного рога
Однако без человека и инструмент не инструмент. А уж целый оркестр — абсолютно точно!
выдувается
Роговой оркестр доставлял удовольствие тысячам людей. И даже беднейший из любителей музыки летом мог ежедневно бесплатно слушать восхитительные концерты!
начинался от 25 человек.
включали более 300 исполнителей!
Поэтому состав рогового оркестра
Самые большие коллективы, например
личный оркестр императора Александра I,
Однако без человека и инструмент не инструмент. А уж целый оркестр — абсолютно точно!
Особенность рогового оркестра в том, что из одного рога выдувается только одна нота.
Поэтому состав рогового оркестра начинался от 25 человек. Самые большие коллективы, например личный оркестр императора Александра I, включали более 300 исполнителей!
Длина инструментов варьировалась от
10 сантиметров до 2,5 метра, что позволяло извлекать звуки разной высоты.
Рога изготавливались из меди и имели форму конуса, одна сторона которого была загнута и снабжена мундштуком.
Длина инструментов варьировалась от
10 сантиметров до 2,5 метра, что позволяло извлекать звуки разной высоты.
Рога изготавливались из меди и имели форму конуса, одна сторона которого была загнута и снабжена мундштуком.
Самые массивные басовые рога весом в несколько десятков килограммов опирались на особые подставки — треноги.
Во время выступления оркестр выстраивался в четыре шеренги.
Играли на рогах в основном крепостные, реже — военнослужащие.
Единственным человеком в оркестре, владевшим музыкальной грамотой, был дирижер.
Из-за такого необычного устройства и мощности звука роговой оркестр еще называли «живым органом», где клавиши — это люди.
Самые массивные басовые рога весом в несколько десятков килограммов опирались на особые подставки — треноги.
Во время выступления оркестр выстраивался в четыре шеренги.
Играли на рогах в основном крепостные, реже — военнослужащие.
Единственным человеком в оркестре, владевшим музыкальной грамотой, был дирижер.
Из-за такого необычного устройства и мощности звука роговой оркестр еще называли «живым органом», где клавиши — это люди.
Самые массивные басовые рога весом в несколько десятков килограммов опирались на особые подставки — треноги.
Во время выступления оркестр выстраивался в четыре шеренги.
Играли на рогах в основном крепостные,  реже — военнослужащие.
Единственным человеком в оркестре, владевшим музыкальной грамотой, был дирижер.
Из-за такого необычного устройства и мощности звука роговой оркестр еще называли «живым органом», где клавиши — это люди.
Мареш придумал специальную партитуру. Он расписал для каждого инструмента свою партию с отсчетом пауз.

Участнику крепостного ансамбля надлежало точно отсчитывать эти паузы и точно вступать со своей нотой.
Каждый в оркестре должен был играть с выверенной ритмической точностью, а изнуряющие репетиции проходили почти каждый день.

Чтобы немного облегчить страдания неискушенных музыкантов,
Мареш придумал специальную партитуру. Он расписал для каждого инструмента свою партию с отсчетом пауз.

Участнику крепостного ансамбля надлежало точно отсчитывать эти паузы и точно вступать со своей нотой.
Каждый в оркестре должен был играть с выверенной ритмической точностью, а изнуряющие репетиции проходили почти каждый день.

Чтобы немного облегчить страдания неискушенных музыкантов,
без страданий!
Вы еще помните, что роговой оркестр как русская душа?
А она, как известно, не может
Порой крепостной попадал в оркестр еще в детском возрасте, и за ним навсегда закреплялся один инструмент. Тут начиналось немыслимое: всю свою, зачастую совсем недолгую жизнь крепостной выдувал одну ноту, которой его могли даже называть вместо имени.
Исполнители играли прилежно не только и не столько из любви к искусству. За пропуск ноты их могли высечь розгами! А еще из-за сильного напряжения легких бедняги часто подрывали здоровье и страдали различными заболеваниями.
«Аве Мария» — Дж. Каччини. Исп. Российский роговой оркестр
без страданий!
Вы еще помните, что роговой оркестр как русская душа?
А она, как известно, не может
Порой крепостной попадал в оркестр еще в детском возрасте, и за ним навсегда закреплялся один инструмент. Тут начиналось немыслимое: всю свою, зачастую совсем недолгую жизнь крепостной выдувал одну ноту,  которой его могли даже называть вместо имени.
Исполнители играли прилежно не только и не столько из любви к искусству. За пропуск ноты их могли высечь розгами! А еще из-за сильного напряжения легких бедняги часто подрывали здоровье и страдали различными заболеваниями.
«Аве Мария» — Дж. Каччини. Исп. Российский роговой оркестр
Увы, примерно к концу 1830-х годов роговая музыка вышла из употребления и настали времена забвения.
Несмотря на все старания дирижеров и крепостных музыкантов, удерживать единство ансамбля получалось далеко не всегда.
А тут еще и прогресс
движется неумолимо!
Увы, примерно к концу 1830-х годов роговая музыка вышла из употребления и настали времена забвения.
Несмотря на все старания дирижеров и крепостных музыкантов, удерживать единство ансамбля получалось далеко не всегда.
А тут еще и прогресс
движется неумолимо!
В начале XIX века
появились усовершенствованные
что значительно расширило исполнительские возможности.
медные духовые инструменты с вентильной механикой,
В начале XIX века
появились усовершенствованные медные духовые инструменты с вентильной механикой, что значительно расширило исполнительские возможности.
К середине века всякие упоминания о роговой музыке практически полностью исчезают. Да что там упоминания!
Сами рога не только «покрываются пылью», но и теряются за ненадобностью.
Но музыка — явление вечное.
мода — вещь преходящая.
И то, что случилось дальше, — лучшее тому подтверждение!
Что же, признаем:
Марш лейб-гвардии Преображенского полка. Исп. Русская Роговая Капелла
Его возродили принц Александр Петрович Ольденбургский
и основатель Музея музыкальных инструментов барон Константин Карлович Штакельберг, приурочив это к коронации нового императора.
В 1882–1883 годах был создан новый роговой оркестр при дворе Александра III.
Чтобы «живой орган» зазвучал вновь, Штакельбергу пришлось постараться!
С трудом отыскали в музее Преображенского полка два рога, где-то в библиотеке принца смахнули пыль с очерка о роговой музыке...
Его возродили принц Александр Петрович Ольденбургский
и основатель Музея музыкальных инструментов барон Константин Карлович Штакельберг, приурочив это к коронации нового императора.
В 1882–1883 годах был создан новый роговой оркестр при дворе Александра III.
Чтобы «живой орган» зазвучал вновь, Штакельбергу пришлось постараться!
С трудом отыскали в музее Преображенского полка два рога, где-то в библиотеке принца смахнули пыль с очерка о роговой музыке...
54
штуки
На основании этих материалов и был изготовлен полный комплект рогов
Для коронации были переложены и разучены «Коль славен» Бортнянского, гимн «Боже, царя храни», хор «Славься» из «Жизни за царя» Глинки, несколько композиций без слов Мендельсона, хор «Был у Христа-младенца сад» Чайковского.
54
штуки
На основании этих материалов и был изготовлен полный комплект рогов
Для коронации были переложены и разучены «Коль славен» Бортнянского, гимн «Боже, царя храни», хор «Славься» из «Жизни за царя» Глинки, несколько композиций без слов Мендельсона, хор «Был у Христа-младенца сад» Чайковского.
Получилось!
Вновь никто не мог устоять перед таким громокипящим действом — выступление оркестра произвело фурор!

В дальнейшем это стало традицией.
Получилось!
Вновь никто не мог устоять перед таким громокипящим действом — выступление оркестра произвело фурор!

В дальнейшем это стало традицией.
По случаю предстоящей коронации Николая II и Александры Федоровны были заказаны еще 37 рогов.
Коронация Николая II
Коронационная программа в Москве с участием рогов была повторена с прибавлением фанфар из увертюры «Гамлет» Чайковского. А вечером роговой оркестр уже звучал в парадном спектакле «Жизнь за царя» в Большом театре.
Концертов для широкой публики роговой оркестр в царствование Александра III и Николая II почти не давал, обслуживал дворцовые торжества. Изредка оркестр играл в парках Петергофа или Ораниенбаума.
роговой оркестр
1896
По случаю предстоящей коронации Николая II и Александры Федоровны были заказаны еще 37 рогов.
Коронационная программа в Москве с участием рогов была повторена с прибавлением фанфар из увертюры «Гамлет» Чайковского. А вечером роговой оркестр уже звучал в парадном спектакле «Жизнь за царя» в Большом театре.
Коронация Николая II
роговой оркестр