В этом браузере сайт может отображаться некорректно. Пожалуйста, воспользуйтесь Google Chrome,
Яндекс. Браузер или Safari.
В этом браузере сайт может отображаться некорректно. Пожалуйста, воспользуйтесь Google Chrome,
Яндекс. Браузер или Safari.
Переверните телефон
посетить музей
Соната № 1 ля мажор (minuetto) — Дж. Рутини
Да что там барокко!
люди эпохи
Под звуки клавесина веселились
самые продвинутые
барокко.
Под звуки клавесина веселились самые продвинутые люди эпохи барокко.
Да что там барокко!
Соната № 1 ля мажор (minuetto) — Дж. Рутини
Под клавесин зажигало и поколение наших дедушек, слушавших
The Beatles и The Rolling Stones.
Именно эти группы в 1960-х вернули в музыку термин «барокко», дополнив его провокационной приставкой «поп».
1960-е
мир накрывает битломания.
Под клавесин зажигало и поколение наших дедушек, слушавших The Beatles и
The Rolling Stones.
Именно эти группы в 1960-х вернули в музыку термин «барокко», дополнив его провокационной приставкой «поп».
1960-е
мир накрывает битломания.
Джон, Пол, Джордж и Ринго находятся на пике популярности и не ограничивают себя в творческих экспериментах.
Огромную роль в этом играет тот, кого неофициально называют «пятым битлом», — аранжировщик Джордж Мартин.
Embed from Getty Images
Джон, Пол, Джордж и Ринго находятся на пике популярности и не ограничивают себя в творческих экспериментах.
Огромную роль в этом играет тот, кого неофициально называют «пятым битлом», — аранжировщик Джордж Мартин.
Embed from Getty Images
Так на альбоме Rubber Soul 1965 года появляется прекрасная светлая песня In My life, которую Мартин инкрустирует барочным соло на клавесине.
Он отлично знает историю музыки и может виртуозно сыграть практически на любом инструменте, особенно когда чувствует, что тот невероятно уместен в композиции.
Так на альбоме Rubber Soul 1965 года появляется прекрасная светлая песня In My life, которую Мартин инкрустирует барочным соло на клавесине.
Он отлично знает историю музыки и может виртуозно сыграть практически на любом инструменте, особенно когда чувствует, что тот невероятно уместен в композиции.
Однако термин «барокко-поп», который прижился в современной музыке, появился именно после битловского хита In my life.
Одной из первых популярных песен, содержавших звучание клавесина, была Summertime, Summertime группы The Jamies в 1958-м.
Барокко-поп соединил, казалось бы, несочетаемое. Монументальность классической музыки, например акцентированные соло на клавесине
или органе, сплелась с энергией поп-рок-направления — запоминающимися мелодиями, ритм-секциями бас-гитар и ударных.
Однако термин «барокко-поп», который прижился в современной музыке, появился именно после битловского хита In my life.
Одной из первых популярных песен, содержавших звучание клавесина, была Summertime, Summertime группы The Jamies в 1958-м.
Барокко-поп соединил, казалось бы, несочетаемое. Монументальность классической музыки, например акцентированные соло на клавесине или органе, сплелась с энергией поп-рок-направления — запоминающимися мелодиями, ритм-секциями бас-гитар и ударных.
Клавесин удачно вписался в психоделические музыкальные веяния эпохи, предполагавшей смешение стилей, неожиданность аранжировок и инструментов.
Например, использование клавесина стало одним из любимых приемов Фила Спектора, влиятельного продюсера и новатора в истории поп-музыки, изобретателя технологии «стена звука».
Клавесин удачно вписался в психоделические музыкальные веяния эпохи, предполагавшей смешение стилей, неожиданность аранжировок и инструментов.
Например, использование клавесина стало одним из любимых приемов Фила Спектора, влиятельного продюсера и новатора в истории поп-музыки, изобретателя технологии «стена звука».
В этом методе используется многократное дублирование инструментальных партий, многослойная запись, заполнение максимального количества частот.

The Doors и др.
The Rolling Stones,
Кейт Буш,
Сержа Генсбура,
Композиции в стиле барокко-поп можно найти у
The Doors и др.
The Rolling Stones,
Кейт Буш,
Сержа Генсбура,
Композиции в стиле барокко-поп можно найти у
В 1980-е мода склонила музыкальные вкусы создателей и слушателей в сторону электронной музыки, делавшей ставку на ритм и авангардные синтезаторы. Но барочные мотивы никуда не исчезли!
В 1990-е барокко-поп был вновь популяризирован задорной группой The Divine Comedy, а звук клавесина с удовольствием воспроизводят современные инди-рокеры, например The Black Keys, — с помощью синтезатора.
В 1980-е мода склонила музыкальные вкусы создателей и слушателей в сторону электронной музыки, делавшей ставку на ритм и авангардные синтезаторы. Но барочные мотивы никуда не исчезли!
В 1990-е барокко-поп был вновь популяризирован задорной группой The Divine Comedy, а звук клавесина с удовольствием воспроизводят современные инди-рокеры, например The Black Keys, — с помощью синтезатора.
Барочная музыка — это целая эпоха.
Но с чего же все началось несколько веков назад?
И как клавесин стал отражением этого времени?
Соната № 1 ля мажор
(con brio) —
Дж. Рутини
Клавесин является ярчайшим представителем стиля барокко.
Это направление зародилось в конце XVI века в Италии, быстро распространилось по Европе и добралось до России, открытой в то время самым последним тенденциям.
Барочная музыка — это целая эпоха.
Но с чего же все началось несколько веков назад?
И как клавесин стал отражением этого времени?
Соната № 1 ля мажор
(con brio) —
Дж. Рутини
Клавесин является ярчайшим представителем стиля барокко.
Это направление зародилось в конце XVI века в Италии, быстро распространилось по Европе и добралось до России, открытой в то время самым последним тенденциям.
Говорим «барокко» — подразумеваем пышность и роскошь. А еще эмоциональную выразительность, декоративную затейливость, сложность композиций.
Эта витиеватая барочная конструкция обосновалась в различных сферах искусства: живописи, архитектуре, скульптуре и, конечно, музыке.
Говорим «барокко» — подразумеваем пышность и роскошь. А еще эмоциональную выразительность, декоративную затейливость, сложность композиций.
Эта витиеватая барочная конструкция обосновалась в различных сферах искусства: живописи, архитектуре, скульптуре и, конечно, музыке.
Музыкальным хедлайнером эпохи барокко был Иоганн Себастьян Бах.
Он сочинил несколько сотен барочных кантат и ораторий и, как рассказывают его биографы, очень любил отходить ко сну именно под звуки клавесина.

Впрочем, вполне вероятно, что Бах был в своих предпочтениях не одинок. Ведь клавесины наполняли залы самых видных и богатых представителей высшего света Европы.
Его делали из самых редких пород дерева, корпус украшали рисунками, инкрустациями и резьбой. Клавиши покрывали пластинками из кости, панциря черепахи или перламутра, а если владельцу особенно сильно хотелось показать свою состоятельность, то и драгоценными камнями.
В XVII–XVIII веках клавесин считался «тяжелым люксом» интерьера.
Музыкальным хедлайнером эпохи барокко был Иоганн Себастьян Бах.
Он сочинил несколько сотен барочных кантат и ораторий и, как рассказывают его биографы, очень любил отходить ко сну именно под звуки клавесина.

Впрочем, вполне вероятно, что Бах был в своих предпочтениях не одинок. Ведь клавесины наполняли залы самых видных и богатых представителей высшего света Европы.
Его делали из самых редких пород дерева, корпус украшали рисунками, инкрустациями и резьбой. Клавиши покрывали пластинками из кости, панциря черепахи или перламутра, а если владельцу особенно сильно хотелось показать свою состоятельность, то и драгоценными камнями.
В XVII–XVIII веках клавесин считался «тяжелым люксом» интерьера.
деталь, добавляющая
Еще одна оригинальная
инструменту, —
эффектности этому
клавиатуры.
цветовая инверсия
У некоторых клавесинов нижние клавиши были черными, а верхние — белыми. Считалось, что на черной клавиатуре очень изящно и даже волнующе выглядели фарфоровые ручки клавесинисток.
Если вы однажды услышали, как звучит клавесин, то уже вряд ли когда-нибудь перепутаете его с другим инструментом.
Музыка клавесина — магическая и завораживающая, рассыпающаяся миллионом серебряных монет по наэлектризованному воздуху.
Соната № 5 соль минор
(allegro molto) —
Дж. Рутини
Еще одна оригинальная деталь, добавляющая эффектности этому инструменту, — цветовая инверсия клавиатуры.
У некоторых клавесинов нижние клавиши были черными, а верхние — белыми. Считалось, что на черной клавиатуре очень изящно и даже волнующе выглядели фарфоровые ручки клавесинисток.
Если вы однажды услышали, как звучит клавесин, то уже вряд ли когда-нибудь перепутаете его с другим инструментом.

Музыка клавесина — магическая и завораживающая, рассыпающаяся миллионом серебряных монет по наэлектризованному воздуху.
Соната № 5 соль минор
(allegro molto) —
Дж. Рутини
Особенность классического клавесина в том, что он не может менять свое звучание — звук всегда одинаковый по громкости и продолжительности.
Чтобы помочь исполнителям, инструментальные мастера барочной эпохи придумали клавесины с двумя, тремя, а иногда и четырьмя клавиатурами.
Такие инструменты позволяли украсить исполнение звуковыми нюансами. К тому же теперь музыканты могли управлять громкостью: когда требовался максимально мощный звук, играли на нижней клавиатуре, а когда тихий — на верхней.

Разница звучания клавиатур создавалась за счет числа струн, защипываемых плектром. При игре на верхней клавиатуре защипывалась только одна струна, две — на средней, три — при игре на нижней. Три струны вибрируют больше и звучат мощнее, что создает впечатление более долгого и объемного звука.
Клавесин относится к типу клавишно-щипковых инструментов. В отличие от рояля, где по струнам бьют молоточки, у клавесина струны защипываются плектром — стержнем вороньего пера.
Этот необычный способ звукоизвлечения и дает тот самый завораживающий эффект: протяжное вибрато с звонким серебристым оттенком.
исполнителям почти безграничные
возможности самовыражения, добавив в палитру звуков разнообразные оттенки крещендо и диминуэндо. Клавесин на такое способен не был просто в силу особенностей конструкции.
Время шло, и клавесин, символ эпохи барокко, в конце XVIII века уступил место своему более молодому родственнику — фортепиано.
Музыкантам стало тесно в рамках клавесинной музыки. Им хотелось большей динамики, простора и вариативности.
Так появился инструмент, который благодаря совершенствованию молоточкового механизма дал
Шереметевского
дворца
уникальный клавесин.
В коллекции
находится
Он трехмануальный, то есть обладающий тремя клавиатурами и 180 клавишами.
Клавесин относится к типу клавишно-щипковых инструментов. В отличие от рояля, где по струнам бьют молоточки, у клавесина струны защипываются плектром — стержнем вороньего пера.
Этот необычный способ звукоизвлечения и дает тот самый завораживающий эффект: протяжное вибрато с звонким серебристым оттенком.
Время шло, и клавесин, символ эпохи барокко, в конце XVIII века уступил место своему более молодому родственнику — фортепиано.
Музыкантам стало тесно в рамках клавесинной музыки. Им хотелось большей динамики, простора и вариативности.
Так появился инструмент, который благодаря совершенствованию молоточкового механизма дал исполнителям почти безграничные
возможности самовыражения, добавив в палитру звуков разнообразные оттенки крещендо и диминуэндо. Клавесин на такое способен не был просто в силу особенностей конструкции.
Он трехмануальный, то есть обладающий тремя клавиатурами и 180 клавишами.

В коллекции Шереметевского дворца находится уникальный клавесин.

Пианист А. Д. Каменский за трехмануальным клавесином, Эрмитажный театр, 1933 год.
По легенде, этот клавесин — точная копия принадлежавшего Екатерине Великой
Инструмент был создан в 1911 году в Лейпциге.
Подобных клавесинов в мире всего несколько, а в России он единственный!
и, увы, сгоревшего при пожаре в Зимнем дворце в 1837 году.
Пианист А. Д. Каменский за трехмануальным клавесином, Эрмитажный театр, 1933 год.
и, увы, сгоревшего при пожаре в Зимнем дворце в 1837 году.
По легенде, этот клавесин — точная копия принадлежавшего Екатерине Великой
Инструмент был создан в 1911 году в Лейпциге.
Подобных клавесинов в мире всего несколько, а в России он единственный!
Исследователи считают, что аутентизм возник из-за переизбытка интерпретаций. Например, произведения, написанные в XVIII веке и исполняемые через 100 или 200 лет, звучали уже совсем не так, как их задумывал композитор. Все потому, что исполнительская техника, средства музыкальной выразительности и сами инструменты изменяются и развиваются со временем.

Аутентизм возник как своего рода очистка произведений, стремление к воспроизведению в первозданном виде. Чаще всего это направление связывают с исполнением барочной музыки.
В XX веке в мире музыки появилось понятие аутентизма, или исторически информированного исполнительства.
Это непростой, но невероятно интересный труд, привлекающий деятелей современной академической музыки. Один из самых ярких примеров в России — дирижер Теодор Курентзис, создатель и художественный руководитель оркестра и хора musicAeterna.
В XX веке в мире музыки появилось понятие аутентизма, или исторически информированного исполнительства.
Это непростой, но невероятно интересный труд, привлекающий деятелей современной академической музыки. Один из самых ярких примеров в России — дирижер Теодор Курентзис, создатель и художественный руководитель оркестра и хора musicAeterna.
Теодор Курентзис в интервью Алексею Мунипову:
это когда ты
Мне кажется, что аутентизм —
Исторические
входишь в дух композитора.
инструменты —
это просто часть этого процесса,
Аутентизм — это сидеть
не база.
но не основа,
и много с ним разговаривать.
с композитором
даже не с его произведениями.
Именно с ним,
При исполнении произведений XVII–XVIII веков musicAeterna использует старинные строи (415 Гц для музыки барокко, 430 Гц для музыки венского классицизма), то есть нота ля и, соответственно, все остальные ноты звучат чуть ниже, чем обычно. Кроме того, в оркестр включаются старинные деревянные духовые,
натуральные трубы и валторны, теорбы, а струнники используют барочные или классицистские смычки, конструкция которых существенно отличается от современной. Музыканты играют на жильных струнах, дающих более мягкий тембр и большее количество обертонов.
Теодор Курентзис в интервью Алексею Мунипову:
Мне кажется, что аутентизм — это когда ты входишь в дух композитора. Исторические инструменты — это просто часть этого процесса, но не основа, не база. Аутентизм — это сидеть с композитором и много с ним разговаривать. Именно с ним, даже не с его произведениями.
При исполнении произведений XVII–XVIII веков musicAeterna использует старинные строи (415 Гц для музыки барокко, 430 Гц для музыки венского классицизма), то есть нота ля и, соответственно, все остальные ноты звучат чуть ниже, чем обычно. Кроме того, в оркестр включаются старинные деревянные духовые, натуральные трубы и валторны, теорбы, а струнники используют барочные или классицистские смычки, конструкция которых существенно отличается от современной. Музыканты играют на жильных струнах, дающих более мягкий тембр и большее количество обертонов.
«Музыкальные инструменты эпохи барокко».
К счастью, барочные инструменты возвращаются к нам не только на избранных концертах.
Проникнуть в прекрасную эпоху барокко, услышать ее звучание и полюбоваться инструментами с многовековой историей вы сможете на новой постоянной экспозиции в Музее музыки —
Экспозиция составлена преимущественно из старинных инструментов XVI–XVIII веков: клавесинов, спинетов, мандолин, гитар, цистр, инструментов из семейства виол и лютней, деревянных и медных духовых, литавр и барабанов.
Топ-3 экспонатов, на которые стоит обратить особое внимание.
«Музыкальные инструменты эпохи барокко».
К счастью, барочные инструменты возвращаются к нам не только на избранных концертах.
Проникнуть в прекрасную эпоху барокко, услышать ее звучание и полюбоваться инструментами с многовековой историей вы сможете на новой постоянной экспозиции в Музее музыки —
Экспозиция составлена преимущественно из старинных инструментов XVI–XVIII веков: клавесинов, спинетов, мандолин, гитар, цистр, инструментов из семейства виол и лютней, деревянных и медных духовых, литавр и барабанов.
Топ-3 экспонатов, на которые стоит обратить особое внимание.
Коллекция из 37 пошетт
Пошетты — это крошечные и очень красивые карманные скрипки. Они использовались учителями танцев во время уроков и репетиций в XVI—XIX веках.
Коллекция из 37 пошетт
Пошетты — это крошечные и очень красивые карманные скрипки. Они использовались учителями танцев во время уроков и репетиций в XVI—XIX веках.
Спинет 1532 года
Один из трех старейших клавишных инструментов в мире, дошедших до наших дней.
Спинет 1532 года
Один из трех старейших клавишных инструментов в мире, дошедших до наших дней.
Архилютня XVIII века
Изнутри инструмент оклеен пергаментом второго издания «Божественной комедии» Данте Алигьери.

Архилютня XVIII века
Изнутри инструмент оклеен пергаментом второго издания «Божественной комедии» Данте Алигьери.

игровая мультимедийная инсталляция
палитрой барочных инструментов.
Полному погружению способствует
«Барочный оркестр», где можно
самому управлять звуковой
МУЗЫКИ
ПРИХОДИТЕ
В МУЗЕЙ
МУЗЫКИ
ПРИХОДИТЕ
В МУЗЕЙ
Музей музыки
Санкт-Петербург,
Набережная реки Фонтанки, 34
Шереметевский дворец
По предварительной записи в любой рабочий день музея вы можете посетить интерактивные занятия для детей. Подробности и запись по телефону +7 (812) 272-44-41.
Экскурсия «Шедевры музыкальной коллекции»
Познакомиться с трехмануальным клавесином в экспозиции Музея музыки вы сможете на экскурсиях и интерактивных занятиях для детей

по предварительной записи в любой рабочий день музея
Интерактивное занятие для детской и семейной аудитории «Король лир»
Полная информация о режиме работы музея и стоимости билетов — на официальном сайте.
по средам в 18:00